© 2024 г. А.В. Чернецов
Институт археологии РАН, Москва, Россия
E-mail: avchernets@yandex.ru
Ключевые слова: двери Суздальского собора, XIII в., огненное золочение, эволюция иконографии ангелов, место в контексте христианского искусства.
Статья посвящена сравнительному изучению декора богато украшенных в технике огненного золочения дверей западного и южного порталов собора Рождества Богородицы в Суздале (конец 20 – начало 30-х годов XIII в.) с привлечением аналогий славяно-византийского происхождения. Применение техники огненного золочения для украшения дверей Суздальского собора с целью создания сияющих золотом образов соответствует тематике наиболее почитаемых священных изображений. Использование золота соответствует задаче изображения ангелов и их чудес на пластинах южных дверей. На Суздальских дверях мандорла (сияние, окружающее фигуру) архангела Михаила своей лучезарностью превосходит аналогичный мотив, отражающий представления о мистическом Фаворском свете в композиции “Преображение”, представленной на дверях собора. Это свидетельствует о важнейшем значении для их заказчиков и создателей культа ангелов, тесно связанного с представлениями о воинской доблести и власти феодальных правителей.
DOI: 10.31857/S0869606324040083, EDN: KIISHL