Есин Ю.Н., Магай Ж., Руссельер Э., Вальтер Ф.

Ключевые слова: Центральная Азия, Минусинская котловина, эпоха бронзы, окуневская культура, каракольская культура, наскальное искусство, краска.

Статья посвящена использованию краски в наскальном искусстве окуневской культуры Минусинской котловины на северо-восточной окраине Центральной Азии во второй половине III – начале II тыс. до н.э. Разработана новая классификация росписей, основанная на учете технологической роли краски в создании визуального образа (самостоятельная или вспомогательная роль) и его цвете (монохромный: красного либо черного цвета, или бихромный). Впервые изучены и реконструированы бихромные композиции, существование которых в окуневском искусстве ранее не было известно.

В результате лабораторного изучения проб краски установлено, что главным используемым пигментом красного цвета был гематит (три пробы), а один образец содержал большую долю охры. Во всех случаях пигмент смешан с крупинками кварца. Черная краска (две пробы) состоит из древесного угля (что открывает в перспективе возможности прямого датирования памятников окуневского наскального искусства, а также изучения использованных пород деревьев), а ее нанесение, вероятно, осуществлялось путем натирания куском.

Использование красной и черной краски в наскальном искусстве окуневской культуры и наличие бихромных изображений находит ближайшие аналогии в искусстве каракольской культуры Алтая. Сходство наблюдается и в стиле изображений, особенно с раннеокуневскими образами. Степень этого сходства такова, что можно говорить о двух территориальных вариантах одной изобразительной традиции.