Шерстобитова О.С.

Ключевые слова: керамика, Среднее Прииртышье, поздняя бронза, взаимодействие культур, орнаментальные традиции сузгунской, ирменской, краснозерской керамики
Работа основана на анализе специфического керамического комплекса красноозерской (от Красноозёрки) культуры, происходящего с поселенческих памятников предтаежной зоны Среднего Прииртышья. Анализ данной посуды показал, что по своим характеристикам она не соотносится ни с ранним (хуторборским (от Хутор-Бор), ни с поздним (инберенским (от Инберень) этапом красноозерской культуры, а занимает промежуточное положение, представляя собой керамику переходного типа.
Формирование переходного типа красноозерской посуды шло по двум основным направлениям: 1 – по пути модификации хуторборских элементов при сохранении хуторборских орнаментальных схем; 2 – по пути внедрения автохтонных позднебронзовых элементов в формирующийся красноозерский орнаментальный канон. Основываясь на характеристиках переходной красноозерской посуды, автор обращается к проблеме, связанной с изучением механизмов и условий трансформации красноозерских древностей из одного этапа в другой. Говорить о переходной красноозерской посуде как о непосредственной предшественнице формирования инберенского канона позволяет факт наличия в культурном слое предтаежных памятников, наравне с переходными, немногочисленных сосудов инберенского облика. Окончательно инберенский орнаментальный канон сложился именно в лесостепи, в то время как зона предтайги сыграла в истории формирования культуры роль своеобразного (территориального и хронологического) «буфера». В понимании автора именно инберенский этап в полной мере отражает характеристики, свойственные археологической культуре. Исходя из этого, собственно красноозерская культура соотносится с ее поздним, инберенским этапом, тогда как посуда хуторборского этапа, а также исследуемая в настоящей работе переходная группа наглядно демонстрируют процесс формирования оригинальной красноозерской орнаментики по мере развития культуры.