Стоянов Р.В. 

Ключевые слова: Ближний Восток, Центральная Анатолия, надгробия, антропоморфные стелы и рельефы, греческие некрополи Северного Причерноморья.
Антропоморфные стелы и рельефы составляют обособленную группу надгробных монументов в виде схематических изображений человеческой фигуры или бюста анфас с плоской лицевой частью. Рассмотренные материалы позволяют уверенно выделить, по меньшей мере, два района зарождения традиции антропоморфных надгробий – Ближний Восток и Центральную Анатолию. Различия в форме и семантике монументов в пределах этих регионов на протяжении VII–II вв. указывают на независимое развитие скульптуры этого типа в каждом из указанных регионов.
Антропоморфные изваяния Финикии, Палестины, Левана представлены стелами с рельефами или прочерченными изображениями в виде голов, погрудных изображений или схематических человеческих фигур, изображающих божество. Памятники этого типа в Северной Африке и Сицилии были напрямую связаны финикийской колонизацией. Монументы, происходящие из некрополей южной Италии в виде герм с округлой головой в верхней части, по всей вероятности, также имели свои истоки в пунической религии, трансформированной в среде автохтонного населения.
Монументы, происходящие из Центральной Анатолии, были представлены скульптурными стелами и рельефными изображениями в виде бюстов и герм. Эти памятники были связаны с фригийским культом богини Матар. В эллинизированном виде этот культ получил широкое распространение в греческих центрах региона, из которых он распространился в другие части античного мира.
Наиболее сложным остается вопрос о происхождении антропоморфных надгробий греческих некрополей Северного Причерноморья. По всей видимости, истоки этой традиции следует искать в среде греческих колонистов, где она могла возникнуть вследствие адаптации и трансформации формы антропоморфного изваяния, которая не была характерной для греческой скульптуры. Нельзя исключать, что иконографический тип антропоморфа попал в Северное Причерноморье вместе с выходцами из других регионов античного мира, прибывшими сюда совместно с греческими колонистами. Происхождение носителей этой традиции из Анатолии – региона, в котором были расположены метрополии большинства причерноморских колоний, представляется весьма вероятным.