© 2017 г. В.С. Аксенов
Харьковский исторический музей, Украина (aksyonovviktor@gmail.com)
Поступила в редакцию 09.02.2015 г.
Ключевые слова: салтово-маяцкая культура, болгары, переворачивание предметов, преднамеренное проникновение в погребение, “заключительная церемония”.

В работе предлагается объяснение присутствия в Нетайловском могильнике салтово-маяцкой культуры погребений с разрушенными человеческими костяками. Как показали исследования 2006–2014 гг., в целом ряде захоронений были зафиксированы позднейшие вкопы в могильные ямы. После проникновения в могилу и совершения там определенных действий, яма засыпалась. При ее повторной засыпке в верхних слоях заполнения оказывались отдельные предметы, кости человека (чаще череп без нижней челюсти), целые или преднамеренно разбитые сосуды, извлеченные со дна могильной ямы. Мы связываем эти позднейшие вкопы в могильных ямах с совершенными в древности ритуальными действиями. Данную гипотезу наиболее ярко подтверждает ситуация в погр. № 529. В верхних слоях заполнения вкопа в могильную яму были обнаружены два сосуда. Один из них – кухонный горшок – был перевернут вверх дном, второй – кубышка – имел преднамеренно пробитое в древности дно. Эти находки свидетельствуют, что проникновение в захоронение осуществлялось с ритуальными целями. Переворачивание предметов, как свидетельствуют данные этнографии, означает переход умершего человека в потусторонний мир. В нашем случае, в сочетании с преднамеренным вскрытием могильной ямы, это означает не только завершение перехода покойника на тот свет, но и окончательное “запечатывание” могилы, закрытие перехода между миром живых с миром мертвых. Это позволяет предположить существование у нетайловцев обряда, сходного с южнославянским ритуалом “двоструко сохраниване”, “разкопальки”, который проводился спустя 3, 5, 7 лет после похорон. Погребения со следами повторного вкопа в могильные ямы в этом случае свидетельствуют о существовании у нетайловцев так называемой заключительной церемонии, проведение которой означало окончание траура по умершему человеку и делало для живых смерть родича полной и окончательной.