© 2022 г. С. И. Валиулина1, *, О. С. Румянцева2, **, Е. С. Ващенкова3, ***, П. А. Волков3, ****, А. М. Исмагулов3, *****, А. Н. Мандрыкина3, ******, В. М. Ретивов3, *******, А. Г. Куликов4, ********, Е. Ю. Терещенко5, *********, Е. Б. Яцишина3, **********

1 Казанский федеральный университет, Казань, Россия
2 Институт археологии Российской академии наук, Москва, Россия
3 НИЦ “Курчатовский институт” и НИЦ “Курчатовский институт”–ИРЕА Москва, Россия
4 Институт кристаллографии им. А.В. Шубникова ФНИЦ “Кристаллография и фотоника” РАН, Москва, Россия
5 ФНИЦ “Кристаллография и фотоника” РАН, НИЦ “Курчатовский институт”, НИЦ “Курчатовский институт”–ИРЕА, Москва, Россия

*E-mail: svaliulina@inbox.ru
**E-mail: o.roumiantseva@mail.ru
***E-mail: e_katerina2708@mail.ru
****E-mail: volkov.pavel.msu@yandex.ru
*****E-mail: ismagulov.art@mail.ru
******E-mail: mandrykina_av@mail.ru
*******E-mail: vasilii_retivov@mail.ru
********E-mail: ontonic@gmail.com
*********E-mail: elenatereschenko@yandex.ru
**********E-mail: yacekaterina@yandex.ru

Ключевые слова: Великий Новгород, XIII в., перегородчатая эмаль, электронная микроскопия, рентгенофлуоресценое картирование, атомно-эмиссионная спектроскопия, химический состав, технология, Византия.

Статья посвящена анализу вставки, выполненной в технике перегородчатой эмали на золотой подвеске начала XIII в. из Великого Новгорода. Состав эмалей анализировался методами растровой электронной микроскопии с энергодисперсионным рентгеновским микроанализом и атомно-эмиссионной спектроскопии с индуктивно-связанной плазмой с пробоотбором лазерной абляцией. Технология и состав красной эмали соответствуют византийской ремесленной традиции. Эмали белого, синего и бирюзового цветов имеют состав, типичный для римского содового стекла и содержат сурьму, использование которой в стеклоделии завершилось в IV в. Это позволяет заключить, что в качестве сырья для них вторично использована римская смальта – практика, применявшаяся в европейском эмальерном производстве до конца XII – начала XIII в. Можно предположить три варианта происхождения украшения. Первый – подвеска с эмалевой вставкой является византийским импортом. Второй – эмалевая вставка могла быть выполнена в одной из мастерских Византии и привезена на Русь, где украсила золотой квадрифолий местной работы. Третий – вставка, как и все изделие, произведена греческими мастерами в одном из русских городов. В любом случае при ее изготовлении использована импортная (вероятно, византийская) эмаль.

DOI: 10.31857/S0869606322030175